Изображение

Стамбул. Часть I

В Стамбул Тёма хотел съездить давно и даже предлагал сделать это в августе-сентябре 2014 года. Но мне тогда очень хотелось на море, так что поехали в Хорватию. А Стамбул решили оставить на апрель следующего года. Тем более как раз в апреле Стамбул может похвастаться удивительным буйством красок множества тюльпанов. Так что на неделю во второй половине апреля мы отправились в очередное путешествие.

Решили лететь напрямую без пересадок Турецкими авиалиниями. Вышло по 16К на нос, что в общем-то очень даже нормальная цена, особенно в последнее время. Летать турками мне понравилось ещё в прошлый раз, когда летела во Львов с пересадкой в аэропорту Ататюрка, — на борту вкусно кормили. Тогда из запоминающихся вкусняшек был салатик из помидоров и мацареллы, а в этот — свежевыжатый апельсиновый сок.

Но вот аэропорт это что-то невообразимо ужасное. Громадные очереди на паспортном контроле, толкучка и какие-то столпотворения посреди дороги по непонятной причине. Ещё с трудом нашли ленту выдачи багажа с нашего рейса — на табло не сочли нужным её указать.

А вот путь до отеля очень порадовал! Отель предложил бесплатный трансфер в одну из сторон, и мы решили им воспользоваться по прилёту. Собственно, вдоль дороги были клумбы с тюльпанами практически на протяжении всего пути. Это что-то невероятное! Как будто попали на какую-то другую, цветочную, планету.

Стамбул

Остановились в отеле Sapphire. Главное его достоинство — это близкое расположение к достопримечательностям. Но вот слышимость была очень хорошая, а завтраки не вкусные. Тёма на трипэдвайзере хорошо выразил мнение об отеле.

Прогулка по набережной Стамбула

В первый день мы особенно ничего посмотреть не старались, просто отправились гулять в сторону набережной. Сначала купили симки водафона с интернетом и решили перекусить. По старой доброй традиции обратились к фоскваре, которая порекомендовала закусочную-кебабницу Şehzade Erzurum Cağ Kebabı. Но оценка была так хороша, что мы решили рискнуть. Именно тогда я узнала, что кебаб (именуемый у нас шаурмой) — это национальное турецкое блюдо. Здесь можно заказать себе конструктор: 2 шампурчика с мясом, тонкий лаваш и разные заправки вроде овощей, лука, солёного йогурта и острого соуса. Мясо было похоже на баранину: вкусно, но жирновато. Я поначалу не разобралась, как это есть, так что пришлось наблюдать за местными, которых в кафешке было довольно много. Нужно отрывать кусок лаваша и складывать на него мясо и заправки. Можно разом все, а можно только некоторые. Так что за трапезу удаётся попробовать много разных комбинаций. Тёма заказал уже собранный кебаб.

После обеда продолжили путь до набережной. Сначала прошли мимо здания вокзала Сиркеджи, потом полюбовались на залив Золотой рог и Галатскую башню на другом его берегу.

Стамбул

Дошли до Новой мечети, перед которой отличная площадь с фонтанами, скамейками и клумбами с тюльпанами. Ещё на этой площади находится вход на один из двух самых популярных рынков, Египетский, но его мы оставили на попозже.

Потом нелёгкая понесла нас дальше по набережной, где, в общем-то, больше и нет ничего интересного. Только дорога и вид на пролив Золотой рог. В какой-то момент решили свернуть в город и дойти до мечети Сулеймание — она казалась недалеко расположенной. Но кривая улочка, которую мы выбрали, уводила нас не в ту сторону, а сворачивать с неё, честно говоря, не было особого желания. Проулки выглядели так, что мне, человеку с внешностью туриста и камерой, соваться в них не хотелось. В итоге до мечети мы так и не дошли, оставили её на потом, развернулись и по той же дороге с набережной отправились обратно. Конечно, это скучно — возвращаться тем же путём, тем более неинтересным, но решили, что так нам будет спокойнее.

Где-то на набережной

К тому времени уже начало темнеть, и мы отправились в отель лечь спать пораньше, всё-таки встали мы очень рано и предыдущую ночь спали мало из-за перелёта.

Парк Эмирган

А вот на следующее утро у нас началась полноценная турпрограмма. Это была пятница с отличной солнечной погодой, так что мы отправились в парк Эмирган. Про него я узнала из довольно неожиданного источника — из публикации на Ярмарке мастеров. В википедии было такое сухое описание этого парка, что из-за его удалённости от центра я могла и не включить его в программу. Но из статьи на ЯМ я поняла, что парк будет гвоздём путешествия в Стамбул. Ну и интернеты рекомендуют навещать парк в будний день, так как в выходной будет много местных — это одно из излюбленных мест отдыха стамбульцев.

Стамбул

Парк расположен в 10 километрах от Султанахмета, на другой Европейской части Стамбула. Прямой линии транспорта оттуда до него нет, так что надо добираться с пересадками. Для этого нужно сесть на трамвай (T1) в сторону станции Кабаташ (Kabataş). Кабаташ — это крупный транспортный хаб, в котором кроме трамвайной остановки есть крупная автобусная станция со множеством маршрутов, станция подземного фуникулёра и даже причал для маршрутных корабликов. В данном случае нам понадобится автобусная станция, потому что дальше надо сесть на автобус 22 или 22RE и ехать до остановки, которая вроде так и называется — Эмирган. Как ориентиры в пути можно использовать 2 моста через Босфор (Босфорский мост и мост султана Мехмеда Фтиха) — маршрут идёт вдоль пролива, плюс приехать ещё пару-тройку остановок. Я на всякий случай периодически сверялась с гуглокартой, на которой, хвала GPS, отображалось наше текущее местоположение.

Перед посещением парка стоит знать одну вещь, чтобы потом не сильно удивляться — в него разрешён въезд личным автомобилям. Он, конечно, платный, и ездить им можно далеко не по всем аллеям и дорожкам. Но сам факт того, что по парку с тюльпанчиками, клумбами и милыми аллеями колесят машины действительно шокирует. Особенно, когда ты уже избалован хорошим общественным транспортом и рассчитываешь увидеть Европу повсеместно. Но, к сожалению, эта черта чисто восточно-азиатская: если ты на машине — ты король.

Но если не считать этого неприятного факта, то парк вызвал просто бурю положительных эмоций и дикий восторг! В парке высажено огромное количество тюльпанов, разноцветных, разных форм и сортов. Причём оформлены они были не только в клумбы, но и во множество разных инсталляций. В общем, дальше будет несколько фотографий.

Внимание к деталям

Я хотела провести в парке целый день, но уже к обеду мы его весь обошли, так что решили покинуть это чудесное место и отправится в район Бейоглу, а точнее на улицу Истикляль. Но сначала надо было поесть. На расстоянии одной автобусной остановки от парка нашли ресторанчик Emirgan Sütiş с хорошей оценкой на фоскваре и решили снова ей довериться. Это, пожалуй, была одна из лучших трапез за поездку. И не только потому что было вкусно, но и из-за прекрасного сочетания цена/качество. Я взяла себе салат с мясом и кое-как с ним управилась, а мяса в порцию действительно не пожалели. Однако, турецкое обслуживание довольно специфичное: официантов много и они всегда кипишат и носятся туда-сюда, но ждать на всех этапах приходится довольно долго.

Улица Истикляль

После обеда отправились на Истикляль. Для этого проделали просто обратный путь до Кабаташа на автобусе, только вышли чуть раньше — у дворца Долмихбаче. Я хотела его посетить, но цена за вход была 40 лир на человека (при курсе 20 рублей за лиру), и мы пожалели денег. Так что просто пофотографировали снаружи и продолжили путь до Кабаташа пешком.

Одни из ворот дворца Долмихбаче

Там сели на подземный фуникулёр F1, который поднял нас на площадь Таксим, откуда и начинается улица Истикляль. На этой улице расположено множество магазинов, ресторанов, Галатасарайский лицей, поэтому там кипит жизнь. А ещё по ней от площади Таксим до станции другого подземного фуникулёра Тюнель ходит так называемый Ностальжи-трамвай, иначе говоря исторический.

Неожиданной радостью оказалось наличие там же Hard Rock Cafe, так что я обзавелась новой футболочкой.

После Истикляль мы отправились к следующей точке маршрута — Галатской башне и обзорной площадке на ней. Путь пролегал по очень необычной улочке — все магазины на ней торговали музыкальными инструментами! Минут 10 мы шли мимо витрин с гитарами,барабанами и кучей других инструментов.

Стамбул

Дальше отстояли очередь на Галатскую башню и наслаждались видом с неё за 20 лир с человека. Честно говоря, дороговато, а виды не такие уж и сногсшибательные. Я ожидала чего-то большего. Но можно посмотреть на Золотой рог, Босфор и район Султанахмет с высоты.

Вид с Галатской башни на дворец Топкапы

Собственно, основная программа по району Бейоглу была выполнена, и можно возвращаться назад. До Кабаташа мы уже решили спуститься пешком. Проулки были, конечно, уже не такие красивые, как основные туристические улицы, но вот удалось заметить интересную особенность. В Стамбуле любят котов. Для них организуют целые жилые кварталы, делая домики из коробок, ящиков, старых тумбочек и прочих подобных предметов. Ну и подкармливают, конечно. Много где можно встретить миски с кормом и водой.

Кошачьи жилые кварталы

Площадь Султанахмет днем, вечером и утром

Когда вернулись в Султанахмет, уже близилось к закату. Так что мы успели насладиться площадью и мечетями в закатных лучах солнца. Сама площадь тоже очень порадовала. Мало того, что сама по себе красивая, так ещё на ней есть большие газоны с тюльпанами.

Стамбул

А вот конец такого замечательного дня был подпорчен. В третий раз мы доверились фоскваре и прогадали. У ресторана морепродуктов Sur Balık хорошая оценка и отзывы, но на деле он… он просто никакой. При том, что ценник неоправданно завышен. Мало того, что для места с высоким ценником уровень сервиса мягко говоря лажает, так и еда весьма посредственная. Я не знаю, как можно приготовить сибаса сухим и безвкусным. Мой муж готовит сибасов просто восхитительно, неужели повара в стамбульском ресторане морепродуктов не умеют готовить? И есть подозрение, что ещё и обвешивают. В общем, я бы не так расстраивалась, если бы такое случилось в забегаловке средней руки с соответствующим уровнем цен. Ну и после этого раза мы стали часто замечать, что фосквара тут привирает.

Обратно возвращались снова через площадь Султанахмет и на этот раз застали её с подсветкой. Голубая мечеть выглядела очень величественно, но самым шикарным был фонтан в центре площади — между Голубой мечетью и Айя-Софией. Фонтан оказался с разноцветной подсветкой. Я даже не знаю, какой из цветов мне больше понравился. Отлично смотрелся и голубой, и фиолетовый, и розовый, и зеленый. И всё это буйство красок на фоне мечети. В общем, залипнуть можно очень надолго.

На следующий день мы отправились более подробно изучать Султанахмет. Мало того, что площадь и район вокруг неё очень красивые, так там сосредоточено много важных исторических и религиозных достопримечательностей.

Начали культурную программу с Голубой мечети. Честно говоря, я немного опасалась идти в мечеть, мало ли какие там правила внешнего вида для посетителей. Правила оказались довольно простыми: всем без обуви, а женщинам ещё и с покрытой головой. Кроме того, оказалось, что всё очень хорошо организовано. На входе для посетителей выдавали платки тем, кому нечем закрыть голову, и пакеты для обуви. Обувь можно даже было оставить в специальном стеллаже, но я не стала. И да, не забыли и про мусорки для мешков, которые выкидывают после посещения. И это бесплатно. Такой продуманностью я восхитилась, наверное, в такой же мере, как и парками с тюльпанами.

Площадь и мечеть Султанахмет

Вообще, оригинальное название мечети — Султанахмет, но её часто называют Голубой мечетью из-за цвета внутренней отделки. Кафельная плитка действительно очень красивая, с узорами, а само помещение большое, с высоким куполом, так что внутри ощущается такой простор и лёгкость! Совершено отличается от ощущения внутри готических соборов, где от мрачных сводов по спине идут мурашки и испытываешь благоговейный трепет. Оба эти ощущения мне очень понравились. Ещё в мечетях, оказывается, очень интересные лампы: на круглом основании большого диаметра и очень низко над полом.

Дальше отправились в Айя-Софию. Это бывший православный собор, который во времена Османской империи был переделан в мечеть. А сейчас Айя-София — это музей. Поэтому при посещении не надо снимать обувь и закрывать голову.

Накануне во время вечерней прогулки мы не подходили к ней близко, поэтому утром нас ждал ещё один красивый сюрприз. В честь фестиваля тюльпанов прямо перед Айя-Софией был выстлан просто ковёр из тюльпанов! У меня не поворачивается язык назвать это чудо газоном или клумбой. Ковёр огородили заборчиком, и вокруг толпилось огромное количество людей.

Стамбул

Сама Айя-София внутри не впечатлила — особого эстетического восторга у меня не было. Правда, понравились лампы и местный кот.

DСтамбул

Рядом с Айя-Софией есть дворец Топкапы, в который мы вообще собирались сходить, но вот вход стоит 30 лир, так что и в этот дворец мы тоже не пошли.

Парк Гульхане

Зато внезапно оказалось, что рядом с площадью Султанахмет есть очаровательный Гульхане парк. Я про него читала в википедии, но описание было настолько сухое, что в программу я его не включила, и как оказалось зря. Парк просто потрясающий, не такой большой как Эмирган, но тюльпанов и инсталляций из цветов очень много, а главное — не надо ехать за 10 километров.

Здесь опять же разрешено ездить машинам, но их благо совсем немного.

Тут нас застали голод и обеденное время, так что поесть отправились в один из ресторанов-туристических аттракционов в историческом центре Ela Sofia Restaurant. В плане интерьера место конечно очаровательное: низкие скамеечки вокруг низких же столиков, всё в коврах и ярких подушках. Еда довольно вкусная, но и цены высокие. Вот тут я посыпаю голову пеплом, что пишу этот абзац спустя больше года от поездки и не могу поведать названия блюда, которое мы заказали. Но выглядело весьма колоритно.

Прогулка по Фатиху: мечети, университет и акведук

После обеда отправились дальше гулять по Фатиху. Первой точкой назначения нашего послеобеденного маршрута была ближайшая мечеть Нуруосмание (Nuruosmaniye Camii). Тут на входе уже не предлагают платки и пакеты для обуви — всё-таки не главная достопримечательность. Но сама мечеть мне понравилась ничуть не меньше Голубой. Купол и стены отделаны светло-серым мрамором, а на полу голубой ковер. Как же легко дышится внутри!

Стамбул

Рядом с мечетью находится один из нескольких входов на Гранд Базар. Посещение этого места мы оставили на отдельный день, так что пока проходим мимо.

Дальше наш путь пролегал через стамбульский университет. Сам он был в «лесах», что конечно обидно, зато территория университета открыта для посещения. Территория замечательная — больше напоминает парк с деревьями, лавочками, полянками и клумбами. А самым запоминающимся, раз уж здание универа мы не увидели, был шикарный упитанный черно-белый котяра с таким пушистым хвостом. Сразу было видно кто тут батька.

Недалеко от университета находится ещё одна мечеть Мечеть Шехзаде (Şehzade Camii). Она внутри уже не столь светлая — больше в бежево-красных тонах. Но красно-белые полоски на арках напомнили Мескиту в Кордове.

Стамбул

Так, гуляя от одной мечети к другой, мы добрались до акведука Валента (Bozdoğan Kemeri). Акведук, конечно, большой, но ему не тягаться с акведуком в Сеговии. Однако, очень понравилось, как историческая достопримечательность вписалась в современный городской пейзаж.

Побродив немного у акведука, отправились к уже четвертой мечети за день — мечети Сулеймание (Süleymaniye Camii), до которой не дошли в первый день. И в этот раз путь был тернист. Мы умудрились забрести в какое-то…эм…гетто. Разрушенные дома, как после бомбёжки, горы мусора, гнетущая атмосфера и толпы детей так похожих на беспризорников. Пока фотографировали эти урбанистические пейзажи, к нам подошёл какой-то мужик и что-то начал говорить. Мы, конечно, поспешили ретироваться и больше не останавливаться, но было всё равно страшно. Как сказал Тёма: «Пока мы снимали гетто, гетто чуть не сняло нас».

Сама мечеть Сулеймание находится на возвышенности и может похвастаться смотровой площадкой на своей территории. У мечети свободное посещение происходит в определенные часы, вечером вроде после 6, а мы пришли чуть раньше, так что погуляли по территории и полюбовались видом на другой берег залива Золотой рог и на Галатскую башню. Вокруг мечети на газончиках играли дети и отдыхали взрослые.

Стамбул

А закончился это насыщенный день не самым обычным ужином — в кондитерской Hafız Mustafa 1864. В этот день у меня был день рождения, так что отметили это дело тортиком. Правда долго объясняли продавцам, что нам нужна еще свечка.